![]() |
Регистрация | Sail numbers | ![]() | ![]() |
Правила | Календарь соревнований | Пользователи | Все разделы прочитаны |
|
Копилка знаний Библиотека новичка: статьи и руководства о том, как сделать тот или иной элемент, а также переводы и другие руководства. Все вопросы технического характера (как набить парус, как установить трапец шкоты и т.д.) а также какое выбрать оборудование - смотрите в разделе Матчасть |
![]() |
Опции темы |
![]() |
#1
![]() |
windsurfer |
В виндсерфинге нет предела совершенству, всегда есть к чему стремиться и всегда есть то, чего еще не умеешь делать. Каждый из нас на протяжении всего времени пытается покорить очередную вершину. Есть вершины «проходные» - вроде «умею делать фронтлуп, а сейчас учу спидролл», а есть и глобальные – покорение которых является переходом на новый качественный уровень, например фордак. Фордак - вторая по важности - «глобальная» вершина, которую покоряет виндсерфер за свою серфовую жизнь (именно глобальная, а не самая трудная), и сейчас я попытаюсь облегчить путь тем, кто еще не умеет делать planning jibe (так называют этот элемент буржуи). Вторая вершина, а какая тогда первая? Все просто: первая и самая важная вершина виндсерфера уже позади (раз уж ты читаешь эти строки!) – это когда то твое решение попробовать, что же такое виндсерфинг
![]() Но не будем о грустном – перейдем к делу. Невозможно расписать фордак, как скажем оверштаг, т.к. не существует определенной четкой последовательности действий, которую надо запомнить и потом выполнить. Как лично я для себя понял – глиссирующий фордак это «нечто», что надо прочувствовать. И тогда все будет понятно. Именно прочувствовать, т.к. нужно делать одновременно несколько разных действий, а на раздумья времени нет – фордак это не последовательность, это ПРОЦЕСС. ![]() Если совсем по простому, то глиссирующий фордак делается так: глиссируешь по прямой, глиссируешь по дуге, затем опять глиссируешь по прямой, но уже на другом галсе. Если немного подробнее, то так: глиссируешь, накреняешь доску, чтобы она пошла по дуге (карвинг), в нужный момент перекидываешь парус, глиссируешь на новом галсе. А теперь подробно (наберись терпения, потому что некоторые моменты придется читать по несколько раз, возвращаясь то в одно место статьи, то в другое). Сложность глиссирующего фордака в том, что все нужно делать одновременно и не думая – полностью отключив свою логику. Очень хорошая аналогия – водный старт: это тоже процесс, вспомни – сколько ты прочитал информации, сколько ты просмотрел видео, а на воде ничего не получалось до тех пор пока не сделал кучу попыток. Зато после того, как наконец-таки получилось и ты прочувствовал как именно ветер затаскивает тебя на доску – все! Ты понял процесс водного старта и дальше все стало получаться. Все, что тебе осталось после этого - оттачивать технику. Глиссирующий фордак – то же самое, только сложнее технически. Но после того как он получился один раз – все становится намного проще (и скучнее). Отсюда главное правило (Это не обещанный секрет, т.к. по большому счету это правило относится почти ко всему, а не только к фордаку): Чтобы получилось и ты все прочувствовал - нужно сделать как можно больше попыток! Чем больше попыток – тем быстрее получится! А вот теперь и первый секрет: чем больше будет твоя скорость – тем легче будет делать фордак, а главное – стабильнее! Отсюда вывод – идеальные условия для тренировки глиссирующего фордака - когда немного передозит. Набрать как можно больше скорости на самом деле сложно психологически: пытаться что то сделать с доской зная, что несешься на огромной скорости СТРАШНО! И это нормально. Пусть тебе помогут преодолеть страхи следующие факты (даже не спорь с этим ![]() Теперь я обязательно сделаю очень важное замечание: совершенно одинаковые фордаки могут отличаться тем, что один фордак «проскочил» не сходя с глиссирования, а второй получился с остановкой. Это нормально и первое время у тебя всегда будет остановка. Всегда! Ни в коем случае нельзя париться по поводу «чезанах, почему я лузер остановился, я же все делаю правильно?». Потому что «правильно» – если ты не упал. А «не остановился» - это правильно + технично. А «не сошел с глиссирования» это правильно + безупречно + хватило ветра. Ни у кого и никогда не получится не остановиться на первых в жизни фордаках. Это фигня - совсем скоро ты перестанешь останавливаться, а позже ты перестанешь сходить с глиссера (wow!), но на данном, самом первом своем этапе, остановки будут всегда. Но это же лучше, чем упасть? ![]() А теперь последовательность настолько подробная, насколько у меня получится, схемка тебе в помощь: Точнее не последовательность, а описание, как я это делаю (может быть я делаю все совершенно неправильно, но по крайней мере у меня planning jibe получается именно так). ![]() Иду курсом галфвинд, (максимально быстро как только могу! Если ветер слабый, то даже жду порыва или уваливаюсь, чтобы разогнаться еще сильнее – накапливаю инерцию для маневра). Перед тем, как начать - быстро оглядываюсь назад (это очень полезная привычка – это нужно, чтобы убедиться, что никто сзади там не несется и я не влечу в кого-нибудь, когда начну поворачивать, или в меня никто не влетит) и если все в порядке – то снимаюсь с трапеции. А теперь опишу разные действия, которые надо будет выполнить практически одновременно (поэтому не «раз, два, три» - а «А, Б, В…».): А Взяться за гик более широким хватом (Широкий хват - это секрет номер два! Объяснять физику процессов я не буду, просто скажу, что широкий хват на порядок делает тебя устойчивее, не на много – на порядок! Обязательно запомни этот момент и никогда об этом не забывай!). Все что я напишу дальше делается непрерывно, плавно накладываясь друг на друга, без больших амплитуд, резких движений и т.д. Если образно, то все нужно делать мягко и быстро, примерно, как например двигается пантера или леопард (а не как слон или медведь!). Б Задняя нога (как правильно сказать – вытаскивается?) из задней петли и наступает в район между передней и задней петлями на противоположном борту доски и с этого момента начинается «процесс». Нога, которая осталась в передней петле - немного тянет вверх борт доски. Немного! Слегка! Почти незаметно! Ее задача: «вести карвинг». Т.е одна нога задавливает противоположный борт, а вторая (та, что в петле) – управляет и корректирует. В Туловище подается в сторону поворота как бы за ногой, которая наступает на противоположный борт, при этом обе ноги сгибаются (несильно!) в коленях – ты как бы приседаешь и одновременно наклоняешься в сторону центра поворота (центр поворота это воображаемая точка – центр окружности, по которой ты пропишешь свой фордак). Обращаю особенное внимание: Согнуть ноги в коленях! Это третий секрет! (Интересно – запомнил ли ты первые два? ![]() Г Парус руками перемещается как бы «за себя» в сторону кормы (описываю вариант работы с парусом для передоза, когда ветра не хватает – ты итак знаешь). Коротким плавным движением, похожим (если ты когда-нибудь такое видел) на то, как косарь косит косой траву. Шкотовая рука при этом немного подтягивает гик к себе, а мачтовая наоборот – подает чуть-чуть от себя. Но руки не выпрямляются полностью, а остаются полусогнутыми. В итоге парус должен, как и твое туловище, наклониться в сторону центра поворота, но при этом зайти немного дальше «за центр», чем ты сам. Следи, чтобы не «пропахать» по воде шкотовым углом для этого ты и подтянул «шкотовую» руку – лишний расход энергии на фордаке строго противопоказан. "Б" + "В" - Все эти действия сложенные вместе вызывают карвинг – когда доска на глиссировании идет по дуге. Карвинг - очень красиво и кайфово! (обидно, что ты на это не посмотришь, тебе сейчас не до этого ![]() Запомни: карвинг вызывается доской, а не парусом! Т.е. доска начинает писать дугу потому что ты ее ногами завалил на один борт, а не потому, что ты подал парус на нос, как ты это обычно делаешь, чтобы увалиться. Т.е. глиссирующий фордак делается но-га-ми!!! Все остальное: тело, руки, парус – тебе помогает, но главное ноги! Это совсем не значит, что давить ногой в борт нужно со всей дури, наоборот - главный фактор успеха тут точность усилий, чтобы не передавить или недодавить борт. Если обобщить, то во время фордака твои ноги занимаются доской, руки занимаются парусом, а туловище уравновешивает центробежные силы. Каждая часть тела занимается своим делом – именно поэтому свою логику придется отключить, все делается только на рефлексах! ![]() На рисунке - самое начало карвинга, который как уже известно - делается ногами. Разные люди, разные условия, разная матчасть, а ноги стоят одинаково. Карвинг это первая часть глиссирующего фордака – халявная. Если скорость была хорошая, то накоплено достаточно кинетической энергии (инерции) и в таком положении можно запросто пройти необходимую половину окружности (а то и все 360 совершив полный круг! Есть даже такой элемент: carving 360). И все было бы хорошо, если бы не необходимость перебросить парус и сменить стойку - перейти на другой борт. Вот тут то и начинаются проблемы. Вот тут то ты и остановишься. Но если все делать правильно – то ты не упадешь (после 50-100 попыток, помнишь? – фордаки сразу не получаются). Когда и как перебросить парус и сменить стойку? Вопрос «как» – очень простой, вопрос «когда» – следующий и самый важный секрет глиссирующего фордака. Поэтому сначала я расскажу «как», а сладкое («когда») – на десерт. Как перебросить парус и переступить на другой борт? Делаешь следующее: А Шкотовая рука толкает (именно толкает, а не отпускает! Это четвертый секрет!) парус от себя, а мачтовая рука «контролирует» правильное вращение паруса – во время вращения паруса переводит мачту через центр доски (а точнее через ДП – диаметральную плоскость). Перевести мачту на другой борт нужно для того, чтобы не упасть «со всем хозяйством» внутрь поворота, потому что к тому моменту, когда ты схватишься за парус, скорость твоя будет минимальная, а значит центробежных сил, которые стремятся выкинуть тебя наружу – нет и по всем законам физики ты должен упасть под действием силы тяжести (твоего тела плюс еще и паруса). Т.е. задача сделать так, чтобы после перекидки паруса мачта оказалась с другого борта, чем была. Б Нога, которой ты давил на противоположный борт делает шаг почти к степсу, потом нога, которая все это время была в петле переставляется на ДП доски (или где-то около) между передней и задней петлями на противоположном борту. Рекомендованный порядок действий: Начинаешь «А», начинаешь «Б», заканчиваешь «А», заканчиваешь «Б». А не сначала сделал полностью «А», а потом начал делать «Б» (хотя можно и так). «А» и «Б» независимые действия, их надо делать как можно мягче, без рывков. И тут ты остановился. Тоже мне глиссирующий фордак! Не бОись – все под контролем! ![]() Момент, когда ты остановился - самый неустойчивый, а самое поганое, что этот момент наступает очень быстро - корма доски на фордаке больше утоплена, чем когда ты несешься галфвиндом и инерция в основном (причем очень быстро!) расходуется на преодоление сопротивления воды. К концу дуги инерции у тебя самый мизер, к тому же ты еще начал парус перекидывать, ноги переставлять – доска утопилась, последние остатки инерции съедены, а твой парус еще не начал тянуть – ты его только что схватил. По идее к моменту, когда доска остановилась, твой парус уже должен быть переброшен, или хотя бы подлетать к тебе, чтобы ты схватился за гик уже с другой стороны сразу же после остановки. Теперь самое хитрое - когда начать перекидывать парус? - ответ звучит очень просто, но на практике почему то выполняется редко: В идеале перекидывать парус нужно начинать, как только доска станет пересекать курс фордевинд! (это секрет номер пять!) Не «как только ты заметил, что почти завершил разворот», а именно тогда, когда ты начинаешь пересекать курс фордевинд (в принципе, можно даже и намного раньше, но это уже высший пилотаж). В этот момент у доски куча инерции, и положение устойчивое. Это раз. А два – то, что когда ты поворачиваешь и находишься на «зеленой» части дуги, где курс почти фордевинд – воздух вокруг тебя практически стоит потому что твоя скорость примерно равна скорости ветра, т.е. на парус ветер не давит и с ним можно делать все что угодно – никакие лишние силы на него не действуют, кроме центробежных сил и твоих рук. Это сложно использовать новичку – страшно, технически сложно, к тому же и не верится, но надо себя пересилить. Это сократит потери энергии на порядок. Все остановки в конце фордака – на 90% следствие слишком поздней переброски паруса. Парус надо начинать перекидывать, когда несешься в том же направлении что и ветер, а не когда уже начал останавливаться. В принципе это все, если парус перекинут, ты держишься за него обеими руками и все еще двигаешься, то тебе осталось только разогнаться на новом галсе и можешь считать, что фордак выполнен. Пусть с остановкой, неуклюже, но выполнен! На этом теоретическую подготовку можно считать завершенной. Дальше только на воду, потому что теперь надо тренироваться. Про что нельзя забывать, когда ты будешь тренировать фордак: - скорость, скорость и еще раз СКОРОСТЬ!!! И не бздеть! - широкий хват за гик - колени слегка согнуты, тело наклонено в сторону центра дуги поворота. - карвинг делается ногами, все остальное ему помогает. - перекидывать парус на фордевинде. - шкотовой рукой оттолкнуть парус от себя. - мачту перевести на другой борт во время перекидки паруса (парус вращается не по оси мачты, а примерно по оси центра тяжести паруса). Дальше тебе надо отрабатывать технику, основной момент, над чем работать и к чему стремиться – как можно меньше терять энергии во время карвинга и при перекидке паруса. Как можно мягче «ходить» по доске. Когда все эти моменты станут получаться, качество фордака станет лучше и ты заметишь, что уже не останавливаешься а просто теряешь глиссирование после того, как перекинул парус и что «еще бы чуть-чуть и доска не провалится в воду, а продолжит глиссировать». Вот, если бы кто-нибудь меня в этот момент подтолкнул, доска бы не сошла с глиссирования, думаешь ты… А секрет (последний!) в том, что тебя есть кому подтолкнуть! Кому? Ветру? Волнам? ![]() Напоследок несколько картинок, вроде как работа над ошибками. ![]() Перекидка паруса: 1 – очень поздно – доска уже на новом галсе, а парус еще не перекинут (зато видно, что инерции было накоплено дофига! Это меня и спасло ![]() 2 – В самый раз! Парус перекидывается в зеленом секторе. ![]() Два одинаковых фордака, два одинаковых момента – перехват паруса почти завершен. Разница будет в продолжении: 1 соскочит с глиссера, а 2 нет. Почему? Приглядись к доскам – 1 утопил корму и создал лишнее сопротивление, 2 – ведет доску плоско. ![]() 1 – эталон неправильной стойки: ноги прямые, весь вес тела давит на корму, ноги «не работают» а просто стоят – никакого контроля карвинга нет. Узкий хват – никакого контроля за парусом тоже нет. Когда придет время перекидывать парус все это скажется скорее всего падением (фотку снимал я лично, поэтому заранее рассказываю – да, все закончилось именно так). 2 – Что надо сделать, чтобы резко остановиться? Сделать с доской то же самое, что наездник делает с лошадью – поставить ее «на дыбы» ![]() 3 – Упс! Глиссирование закончилось когда доска зашла в зеленый сектор… Только акробатика теперь может спасти от падения, какое там к черту глиссирование. А не надо было так сильно утапливать корму! Просто факты по теме: Очень часто бывает, что на полностью глиссирующий фордак просто физически не хватит ветра, т.е. чтобы ты не делал и каким бы ты продвинутым не был – ты все равно сойдешь с глиссирования (но не остановишься! Остановка на фордаке по любому двойка!). Главное отличие тут в том, что в передоз парус на дуге становится тормозом и чтобы уменьшить его сопротивление его надо положить, а когда ветра не хватает – парус надо держать так, чтобы он «вытянул» из ветра все что можно. ![]() На рисунке отлично видно: 1 (Максим Оберемко) – ветер слабый, парус до последнего держится так, чтобы в него дул ветер и он тянул. 2 (Сергей Макаренко) – ветер хороший, достаточно чтобы разогнаться очень быстро, поэтому в повороте парус надо положить «чтобы не мешал». Обрати внимание на то, что карвинг (смотри на ноги и на доску) в обоих случаях одинаковый. - Ты наверное видел как на соревнованиях, когда есть передоз, гонщики практически ложат парус на воду – это делается для того, чтобы парус расположить «ребром» к ветру – чтобы снизить его лобовое сопротивление в воздухе, потому что в таких условиях гонщики часто входят в поворот со скоростью которая больше чем скорость ветра, это очень красивый фордак! Он называется Laydown-jibe. - Видов фордаков есть куча, это как какой нибудь известный коктейль - ингридиенты почти всегда одинаковые, а пропорции у каждого бармена всегда разные : jibe, power-jibe, duck-jibe, laydown-jibe (его еще называют race-jibe) есть даже идиотский monkey-jibe. Все они, по большому счету, состоят из одинаковых действий описанных в этой статье, просто «смешаны» по разному и иногда приправлены разными дополнительными действиями - некоторые придают зрелищность, некоторые скорость или дополнительный контроль элементу. По этому фордак у всех разный – каждый повар готовит его по своему, типа у каждого свой стайл ![]() - Согнутые колени дают фордаку устойчивоть на волнах - присмотрись к людям которые привыкли кататься по ровной воде – они держат ноги почти всегда прямо, потому что на ровной воде все пофигу. Но держать ноги прямо – дурная привычка, которая проявится, если ты будешь кататься на волнах или тебе придется разворачиваться далеко от берега в сильный ветер (там где есть уже заметный чоп). - Вес тела надо располагать так, чтобы не нагружать корму – доска, как и на глиссировании, должна быть как можно ровнее относительно поверхности воды – это сильно сократит ее сопротивление. - Широкий хват гика даст тебе очень много контроля над парусом и поможет более правильно работать парусом. - Отличное упражнение, которое поможет отработать правильный карвинг – «фордак без перекидки паруса», т.е. твоя задача начать карвинг и «прокарвить», если можно так выразиться, как можно дольше - пока не остановишься, ты при этом заранее знаешь, что в конце упадешь, поэтому не паришься - ты сконцентрирован только на карвинге. Хороший признак того, что стало получаться - если ты не сойдешь с глиссера к моменту, когда ветер подует тебе в парус с другой стороны, это значит что твой карвинг достаточно хорош, чтобы выполнить глиссирующий фордак. - Способов перехвата рук, когда перекидываешь парус есть несколько, как именно делать – твое лично дело. Гик – мачта ниже гика – гик, гик – мачта выше гика – гик, гик – гик (когда парус некоторое время вращается сам, без рук). - Катаясь на волнах фордак лучше всего делать «с волны» - серфинг с волны добавит тебе кучу полезной энергии. Дугу надо рассчитать так, чтобы твой зеленый сектор (смотри схему в начале статьи) совпадал с моментом, когда ты скатываешься с волны. Очень нежелательно располагать какую либо часть фордака на спине волны (это наоборот отнимет у тебя много инерции). Это относится не только к счастливчикам, живущим на Мауи – любая волна по природе - энергия и ее можно (и нужно!) использовать. ![]() С горы то всегда легче! ![]() - При фордаках случаются обидные косяки: в момент перекидывания паруса трапеционная петля цепляется за трапецию, или в момент, когда надо вытащить заднюю ногу из петли она оказывается там так плотно сидит, что не высовывается сразу ![]() - На больших парусах и досках фордак делать проще – скорости намного меньше и на все удается быстрее реагировать. Но у таких «тепличных» условий есть один большой недостаток: ветра сильно мало - на полный глиссер скорее всего не хватит. Поэтому полностью глиссирующий фордак скорее всего получится на маленькой доске, или на фрирайде в передоз. - Когда делаешь фордак – смотреть нужно прямо, а не на ноги или руки – это не даст потеряться в пространстве и ты всегда будешь знать на какой части дуги находишься. Вот и вся статья. Очень надеюсь, что она облегчит хотя бы одному виндсерферу его путь к вершине. Как говорится: вот и сказочке конец, а кто слушал – пошол на… на воду конечно же. Гоняться. А на английском это звучит RaceYou! ![]() С уважением ко всем ветрозависимым, skat.
Последний раз редактировалось skat; 31.05.2009 в 22:23 |
![]() |
![]() |
![]() |
#2
|
Windsurfer |
Спасибо!!!
|
![]() |
![]() |
![]() |
#3
|
Windsurfer |
Хорошая статья
|
![]() |
![]() |
![]() |
#4
|
Windsurfer |
Спасибо, будем учиться, эх поскорей бы лед сошел :)
|
![]() |
![]() |
![]() |
#5
|
Windsurfer |
да-а-а здорово..
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
#6
|
Windsurfer |
Трикшинари отдыхает
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
#7
|
Confederate |
Да, статейка занимательная. Узнал несколько полезных моментов из за которых у меня не получался глиссирующий фордак. Скоро поеду отрабатывать.
Леха спасибо! |
![]() |
![]() |
![]() |
#8
|
Windsurfer |
|
![]() |
![]() |
![]() |
#9
|
Windsurfer |
вот ссылочка http://www.youtube.com/watch?v=VYCIs_OzVj4&NR=1 ,по моему,наглядно.
|
![]() |
![]() |
![]() |
#10
|
Windsurfer |
тыкайте картинки и учитетесь http://www.boardseekermag.com/technique/technique.html
как в известной совковой рекламе-далай с нами,делай как мы,делай лучше нас! ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
#11
|
Windsurfer |
Есть один момент, который я понял недавно на катухе в сильный дождь: что бы каплями дождя не выбило глаза пришлось одеть серфовые очки. Эти очки еще и солнцезащитные, поэтому вместе с подсохшей солью, запотеванием изнутри от дыхания, через них практически ничего не было видно. Была довольно приличная волна, вода +8, падать в воду при неудачном фарадаке было не очень приятно.
Вот что мне пришло в голову: я автоматически перестал смотреть на парус, когда его перекидываешь, так как это было бесполезно, все равно почти ничего не видно. Вместо этого смотришь влево и вперед, туда куда доска будет направлена после поворота. Руки перекидывают парус на автомате, тебе видно что впереди, ноги отрабатывают, в результате выход из дуги получается более правильный. После этого я престал смотреть на парус во время поворота и мне показалось, что фордак стал получаться более правильный, плавный, почти всегда глиссирующий. Еще один момент добавлю: в сильный ветер перед перекидыванием паруса, мачтовую руку передвигаю ближе к мачте, это помогает вращаться парусу вокруг мачты ровнее. |
![]() |
![]() |
![]() |
#12
|
Windsurfer |
|
![]() |
![]() |
![]() |
#13
|
Witchcraft Boards |
Статья отличная...
Есть неплохое видео по этому поводу "12 Steps Of Jibe By Dasher"... Могу переписать при возможности или можно найти в torrents.ru. Видео на английском, но все достаточно понятно и подробно... |
![]() |
![]() |
![]() |
#14
|
|
ветроголик |
Цитата:
+1 сам в прошлом году переписал и по этому фильму подкорректировал некоторые моменты своего фордака. Правда, не успел дотренировать в прошлом сезоне. |
|
![]() |
![]() |
![]() |
#15
|
|
RaceYou! |
Цитата:
![]() По поводу руки... имхо в любой ветер ее надо перемещать ближе к мачте |
|
![]() |
![]() |