Тема: MFP
Показать сообщение отдельно
Непрочитано 04.01.2011, 18:04
#184
latad
Confederate

Аватар для latad
 
Club: не состою, чисто одиночка
Location: C-Петербург
Weight: 85 kg.
Благодарностей: 297
Записей в блоге: 18
[quote=AlohaSpb;64078][quote=latad;64077]
Асимметрия при глиссировании имеет уже несколько другое воздействие, крен приводит к движению доски по кривой из-за изогнутого днища, которое при крене "режет" воду по кривой. Эффект аналогичен действию поворота руля у швертбота, здесь рулём служит сама доска.

Цитата:

Это ты пишешь о карвинге. Он возникает при существенно большем крене (например, когда ведёшь дугу в фодаке). А некоторый крен при обычном прямолинейном глиссировании увеличивает лишь длину притопленной части наветренного борта. Эта часть обычно особо не изогнута. Думаю, эта разная притопленность наветренного и подветренного бортов и останавливает доску от уваливания (при глиссировании).
В водоизмещающем и пограничных режимах скорости недостаточно, поэтому важнее становится положение паруса и моменты на мачте.
Всё равно, в каком режиме идёт доска, для удержания курса нужен баланс всех моментов, спроецированных на горизонтальную плоскость. Никак не иначе.
Вот доски - да, могут вести себя по-разному, в зависимости от обводов.
На глиссировании, когда сопротиление движению доски (плавник не считаем, это отдельная песня) состоит почти целиком из сопротивления трения днища, влияние несимметричности смоченной поверхности конечно есть, но его влияние быстро тонет в резко растущем моменте поворота с ростом угла крена.
Это хорошо заметно на килеватых досках, пока угол крена не превышает угол килеватости, от поворота можно доску легко удержать, когда крен превысил килеватость - никакими передвижениями паруса доску от поворота уже не удержать (по крайней мере, требуются значительно бОльшие перемещения паруса и их может не хватить).
И плоская по шпангоутам доска ведёт себя подобно, карвинг - крайний случай, когда несимметричность сопротивления трения уже не имеет никакого практического значения (вот где "ложка Коанда", правда, применённая совсем с другими целями и с использованием побочных следствий).
То есть, момент на поворот даже при маленьком крене довольно велик, потому что именно при малом крене угол поворота эквивалентного кривизне руля растёт значительно быстрее самого угла крена. Это и даёт возможность рулить очень небольшим креном.
Так мне кажется.
latad вне форума Ответить с цитированием