PDA

Просмотр полной версии : Что такое спинаут?


ALEX-2000
21.06.2010, 15:16
Подскажите пожалуйста ! Часто слышу на форуме про спинаут . Что это такое ? Я катаюсь с 8 мая с г . Может ли быть он у меня ? / несколько раз глисировал , до среднего положения петель никак не дохожу или парус мал или ветер 7.0 на 5-8 м/с / и насколько он опасен . ПРИ глисировании /30-50 м/ доску колбасит влево вправо/ ГО-ка 155 плавник 42/ .
спасибо за ответ

Kermit
21.06.2010, 16:35
Очень хочется испробовать?:D
Когда придет сразу поймешь, что это ОН!:D
Доска проваливается вбок. Если скорость хорошая, то продолжает глиссировать в том же направлении, но боком. Это не опасно, просто в воду плюхаешся попом, если не успел выровнять.

Похоже на автомобильный занос на льду.

latad
21.06.2010, 17:05
Подскажите пожалуйста ! Часто слышу на форуме про спинаут . Что это такое ? Я катаюсь с 8 мая с г . Может ли быть он у меня ? / несколько раз глисировал , до среднего положения петель никак не дохожу или парус мал или ветер 7.0 на 5-8 м/с / и насколько он опасен . ПРИ глисировании /30-50 м/ доску колбасит влево вправо/ ГО-ка 155 плавник 42/ .
спасибо за ответ
Недавно поймал, оказалось, тростинка зацепилась за плавник и он хлебнул воздух на волне. Притормозил, сбросил помеху задним ходом - и продолжил.

сестра_бабули
21.06.2010, 19:06
Или у меня их не было, или как-то очень просто получается исправить ситуацию. Мне кажется проблема "спинаута" преувеличенной.

Василий
21.06.2010, 19:10
а происходит это так..... плавник начинает сосать воздух из под болта или из под болтов, и в момент перегрузки вокруг плавника образуется воздушный мешок, а дальше как все пишут срыв и задняя нога вместе с доской проваливается под парус

Ёж™
21.06.2010, 19:38
а происходит это так..... плавник начинает сосать воздух из под болта или из под болтов, и в момент перегрузки вокруг плавника образуется воздушный мешок, а дальше как все пишут срыв и задняя нога вместе с доской проваливается под парус


Не в болтах дело, а в кавитации.
Эффект кавитации возникает на плавнике при любых гидродинамических помехах,
будь то водоросль на плавнике или зазубринка на нем же,
кавитация - это кипение воды при низкой температуре,
вокруг плавника образуется пузырь и плавник перестает работать, доску разворачивает.
Для опытного это не проблема, он его почувствует на ранней стадии и исправит ситуацию догрузкой в шарнир, уменьшением остроты курса и доворотом доски ногами, начинающий потеряет равновесие и катапультируется.

Лекарство: Точите плавники и не пререгружайте корму доски при катании.

AlexSilver
21.06.2010, 20:11
Или у меня их не было, или как-то очень просто получается исправить ситуацию. Мне кажется проблема "спинаута" преувеличенной.

На формульном плавнике схватить спинаут дело сложное ;)

Подскажите пожалуйста ! Часто слышу на форуме про спинаут . Что это такое ? Я катаюсь с 8 мая с г . Может ли быть он у меня ? / несколько раз глисировал , до среднего положения петель никак не дохожу или парус мал или ветер 7.0 на 5-8 м/с / и насколько он опасен . ПРИ глисировании /30-50 м/ доску колбасит влево вправо/ ГО-ка 155 плавник 42/ .
спасибо за ответ

То что доску колбасит - это нет жесткости в управлении. Скорее всего ходишь на полусогнутых. Ноги выпрямлять надо при глиссировании.

К спинауту это никакого отношения не имеет.

lobzik
21.06.2010, 21:19
На JP FreestyleWave 93 с родным плавником спинауты ловил чаще обычного. ИМХО это косяк в технике, когда передавливаешь плавник слишком. Ну и чоп, конечно, способствует. Причём исправить ситуацию не так просто - глиссирует боком и всё тут, уваливаться приходится очень сильно, иначе угол скольжения доски хоть и уменьшается, спинаут остаётся - при попытке зарезаться развивается вновь. Подозреваю, что плавник так себе, ибо с другими плавниками примерно того же размера у меня такой проблемы не было.

rus-12
22.06.2010, 01:23
Мне кажется проблема "спинаута" преувеличенной.
Проблема спинаута действительно является преувеличиной. Особенно на доске SB 161 и парусе 9.5 :D

DimaN
22.06.2010, 21:13
Хочу словить спинаут как можно быстрее!!!

lop
22.06.2010, 22:23
Не в болтах дело, а в кавитации.
Эффект кавитации возникает на плавнике при любых гидродинамических помехах,
будь то водоросль на плавнике или зазубринка на нем же,
кавитация - это кипение воды при низкой температуре,
вокруг плавника образуется пузырь и плавник перестает работать, доску разворачивает.
Для опытного это не проблема, он его почувствует на ранней стадии и исправит ситуацию догрузкой в шарнир, уменьшением остроты курса и доворотом доски ногами, начинающий потеряет равновесие и катапультируется.

Лекарство: Точите плавники и не пререгружайте корму доски при катании.

Про кипение воды - внушаеть!:eek: Вообще-то кипение подразумевает переход воды-жидкости в воду-газ (пар). На плавнике же пузырь растёт не за счёт такого перехода, а благодаря подсосу воздуха в область пониженного давления, чаще всего с поверхности из-за наличия щели между плавниковым болтом и корпусом доски. Или просто прорыве воздушного пузыря вдоль днища. Хотя расти пузырь может и за счёт всегда имеющихся в воде мелких пузырьков, и за счёт растворённого в воде воздуха, ну и за счёт водяного пара тоже, но последнее свойственно значительно большим скоростям, где-нибудь на гребном винте. А у доски чаще всего это обычный воздух.

Бороться несложно, несколько простых приёмов:
- резко дёрнуть на себя корму доски задней ногой при выпрямленной передней,
- если сильно зависли под парусом над водой, согнуть обе ноги, переместить свой ЦТ как можно ближе к доске, резко встать на задней ноге, притопив корму. Скорость слегка снизится, плавник сядет глубже, а пузырь уйдёт вверх;
- если спинаут только начинается, достаточно просто резко увалиться.
Причины чаще всего следующие (обычно комбинация нескольких)
- нет герметизирующей прокладки между головкой плавникового винта и доской,
- дефекты поверхности плавника: сколы, глубокие царапины,
- слишком сильно давим плавник вбок задней ногой при низкой скорости доски,
- мусор на плавнике,
- слишком вывесились над водой под парусом, чрезмерно разгрузили доску, проходя по гребешкам чопа,

Может быть и просто вследствие очень высокой скорости, но в разделе "для новичков" эта причина совершенно не актуальна.:smile:

skat
22.06.2010, 22:37
Про герметизирующую головку зачот! :D Вот 99,99% причина всех спинаутов: плавник меньше, чем надо под этот парус! :smile:

Плавник просто не справляется с силой которую развивает верх и проваливается, а должен удерживать.

Нифига там ничего не подсасывает из болтов - я пару лет назад еще силиконовые шайбы потерял и привинчиваю плавник только через металлические - герметичности ноль. Если бы все дело было в подсасывании, то на досках на корме не делали бы вырезы cutouts.

lop
22.06.2010, 23:17
Вырезы как раз способствуют тому, чтобы пузырьки (пена), попадающие под дниже в эти вырезы поскорей уходили, а не копились на плавнике. Корма при этом садится в воду чуть глубже, чем аналогичная корма без вырезов и плавник работает в более благоприятных условиях.
А прокладка - да, иногда и без неё плавник нормально работает, возможно просто потому, что голова достаточно плотно в плавниковом колодце сидит. Но частенько спинауты частые пропадают именно сразу после того, как энту прокладку ставишь. С чего бы?

А сколько надо плавника под парус? Я вот на одной и той же доске с одним и тем же парусом 7,5 ставлю разные плавники: и 48, и 34. И спинаутов особо не ловлю ни там, ни там. Хотя техника ведения доски немного отличается. Забабахать воттакенный плавник и не иметь проблем со спинаутом - дело нехитрое. Только вот скорость будет не очень: большой плавник он ведь и тормозит сильнее. А раз человек не боится спинаута, то он и не знает, как с ним бороться, и навыка чувствовать тонкую грань, до которой можно давить плавник на данной скорости у него тоже не вырабатывается, а значит и на глиссирование он доску позже будет выводить, и глиссировать реже и меньше. Не вижу в этом ничего хорошего.

Киприот
22.06.2010, 23:32
летаю на плавнике 38см, с парусом 7 и доской 109л... спинаутов не ловлю именно на этой доске. На этом же парусе но пошире доска 120литров и 42 плавник очень легко на чопе войти в спинаут.

rus-12
23.06.2010, 00:27
спинаут - это говоря научно, закритический угол атаки для крыла. При таком угле подъемная сила падает практически до нуля. Этот угол будет зависеть от скорости атаки и в реальной жизни от нагрузки на крыло и всяких побочных вещей, типа ширины доски, которая влияет на обтекание самого крыла.

Ёж™
23.06.2010, 09:11
участников форума можно поздравить,
www.google.ru первой строкой на запрос термина "спинаут"
выдает ссылку

www.raceyou.ru/thread310-3.html

Библию пишете %)

ALEX-2000
23.06.2010, 10:18
НУ теперь понял про этих СПИНАУТОВ !!! БУДУ их ждать уже вооруженный !!:diablo::diablo::diablo:

DimaN
23.06.2010, 11:06
Их похоже не ждать надо, а прогрессировать быстрее, они доступны только продвинутым новичкам.

Ilya_spb
23.07.2010, 16:20
Сегодня поставил на корму две петли и за полтора часа поймал четыре спинаута, с одной петлей на корме спинаутов не было. Плавник вроде не передавливал, но один спин аут при провале ветра вроде произошел, в другой раз слишком остро зарезался, в третий, будто камыш прицепился, в общем наконец и я узнал, что такое спинаут.
Доска Mistral explosion 130 l , плавник 38 см, парус 6,8, ветер 8-9 м.с.

Леха@velokiev
23.07.2010, 16:25
Оно понятно: чем ближе к бортам стоишь, тем сильнее плавник грузишь.

latad
23.07.2010, 19:21
Сегодня поставил на корму две петли и за полтора часа поймал четыре спинаута, с одной петлей на корме спинаутов не было. Плавник вроде не передавливал, но один спин аут при провале ветра вроде произошел, в другой раз слишком остро зарезался, в третий, будто камыш прицепился, в общем наконец и я узнал, что такое спинаут.
Доска Mistral explosion 130 l , плавник 38 см, парус 6,8, ветер 8-9 м.с.
Один хвостик тростника в десяток-другой сантиметров тихо висит на плавнике и ждёт своего часа, когда разгонишься как следует, только даванул на плавник - и поехал боком...
Так у меня было не раз, приходится останавливаться и давать задний ход, чтобы скинуть.

ALEX3M
23.07.2010, 23:43
Я почти всегда гружу плавник по максимуму, на грани спинаута на всех своих досках(Формулы у меня нет).
Чуть передавил задней ногой, и готово!
Поймал водоросли, тростник- тоже спинаут.
неплотно плавник сидит- тоже предрасположенность к спинауту.
Свой первый спинаут отлично помню- хотя и прошло лет 10.
Полное ощущение- плавник потерял.

Андрей Фомин
30.01.2011, 00:49
У меня первый спинаут случился ещё в 86-м. Тогда я притащил к себе в Щёлкино одну из первых копий Акваты 305, с вингерсами. Сделана она была парнями из Литвы, из Кретингсодис. Парус монофильм, метров 7, с высоким шкотовым углом (потом понял, зачем). Мачта - вроде карбон. Но дубовая-я-я... Склеена доска была безобразно, утонула в первый же выход из-за расслоения обшивки. Ремонт утяжелил доску килов до 15. Но это было пол-беды: толстенный и недлинный плавник срывался уже на начале глиссирования. Стал выяснять причину сам - в то время о подобных вещах прочесть было мало где можно. Помог сосед, работавший в "ящике" (строил Буран, ракетоторпеды). Объяснил причины (они там у себя в КБ как раз искали пути борьбы с подобным явлением).
...В последствии со спинаутом стали бороться, конечно, достаточно простыми и эффективными средствами - увеличением длины плавника и одновременно уменьшением толщины его профиля. Однако я себе сделал плавник по контуру и с профилем, рекомендованном соседом. Больше со спинаутом не сталкивался. На любых скоростях и курсах. Причём при приводнении после полёта на лавировке, когда плавник нагружен максимально, не было даже намёка на непослушание доски. материал - нержавейка (стащил обрезок на строящейся КАЭС:blush:), толщина 4 мм. профиль сегментный (максимальная толщина профиля на 50% среднеаэродинамической хорды), контур - оживальной формы, с 60% длины плавника участок с обратной стреловидностью. Длина плавника около 260 мм (если помню правильно), корневая хорда тоже около того.
Скорость... Тогда первые приёмники GPS были похожи больше на маленький музыкальный центр, а о размерах антенны вообще неприлично упоминать. Субъективно - быстро. Вода твёрдая, как бетон. Обе ноги в самых задних петлях, в тех, что стоят рядом в диаметральной плоскости корпуса. Между ступнями - не более 150 мм. корпус касается воды буквально плавником. Фордак слепить на такой скорости нереально было, оттормаживался сначала немного, чтобы доска не срикошетировала от воды (один раз попробовал на максималке повернуть, катапультировался и пару секунд, пока кувыркался кубарем по воде, казалось, что меня на части рвут гориллы:eek:). Попробую отсканировать старые слайды, может, что и увижу такое, что показать не стыдно будет.;)

Dim
30.01.2011, 12:04
Попробую отсканировать старые слайды, может, что и увижу такое, что показать не стыдно будет.;)
может и фотка плавника найдется? или рисунок. А то из описания мягко говоря не очень понятно как он выглядел..

westsibden
30.01.2011, 14:12
У тоже есть аналогичная проблемка при катании. При выходе на глиссирование нос начинает энергично рыскать вправо-влево. Остановить не удаётся, тоже GO 155.

lop
30.01.2011, 15:12
Это тебе в тему про МФП надо. Спинаут тебе с этой доской, парусом и плавником явно не грозит. Можно, впрочем, поставить плавник не больше 40см, тогда проблема рыскания исчезнет, а проблема спинаута может появиться.

Василий
30.01.2011, 19:20
а я лично в спинауте не испытываю проблемы, можно даже сказать- чаще всего наслаждаюсь им... на формуле это особенно прикольно - поймать и удерживать спинаут, получается что то вроде бокового глисса доски, но с гораздо меньшей скоростью!.

msh111
30.01.2011, 21:55
Полностью согласен! Очень прикольно. А вот можно ли используя спинаут какой-нибудь трюк замутить?:smile_02:

NadinP
30.01.2011, 22:32
Полностью согласен! Очень прикольно. А вот можно ли используя спинаут какой-нибудь трюк замутить?:smile_02:

Так все слайдовые элементы на этом работают:

http://alexsilver.ru/ext/lib/Category/x19/x13/6419/image/1101100142.JPG

http://alexsilver.ru/ext/lib/Category/x19/x13/6419/image/1101100147.JPG

Ш. Нобель
30.01.2011, 23:20
Хорошие у Надин фото, однако...

Андрей Фомин
30.01.2011, 23:51
может и фотка плавника найдется? или рисунок. А то из описания мягко говоря не очень понятно как он выглядел..
Попробую нарисовать хотя бы схематично. Для скорости он вполне годился, а вот для чего другого - не знаю: в то время о фристайле и чем-то подобном и мыслей не было...

m-1
31.01.2011, 01:29
Очень интересно, Андрей, осталось ли у тебя в памяти мнение соседа по профилю твоего плавника.

5ha27
31.01.2011, 04:16
И почему была выбрана такая форма передней кромки?

А если его заточить?:eek::wacko:

Андрей Фомин
31.01.2011, 05:47
Для m-1, 5ha27 : профиль сегментный, с острой входящей и тупой выходящей кромками, максимальная толщина расположена примерно на 50% хорды (расстояние от "носика"профиля до его "хвостика").
Плавник работает при нестационарном обтекании - меняется всё время скорость, угол атаки, плотность среды (у поверхности вода может быть насыщена воздухом и иметь меньшую плотность, чем просто вода, а иногда и в воздух доска выходит). Мне объяснили, что в таком режиме лучше (стабильнее, без резких срывов), работает крыло так называемой оживальной формы - нечто похожее в плане на крыло Бурана, Конкорда. Обратная стреловидность - для исключения засасывания воздуха с поверхности в момент приводнения после прыжка (резко хлестните тонкой арматуриной по воде и увидите пузырьки, умчавшиеся на глубину, к кончику прута).
Переднюю кромку делал реально острой (конечно, не бритву, но всё же). Поверхность отполировал до зеркального блеска. Было не по себе: боялся, что на кого-нибудь в воде могу налететь. Да и нижняя часть с обратной стреловидностью смущала -водоросли, полиэтиленовые пакеты и прочий мусор никто не отменял. Плавник вклеил в доску - быстро ничего лучше не смог придумать для жёсткого крепления, а порулить уже хотелось: сваял конструкцию за пол-дня.
Я даже уже не помню, как его звали, соседа...
Уверен, что современные плавники делают далеко не чайники, и если они имеют современный внешний вид, ни капельки не похожий на мои каракули, значит, в этом есть смысл.
Я же жаждал просто скорости. И надёжно получил её по совету профи из "ящика". А на Казантипе частенько штили сменяются хорошим дутьём...

lop
31.01.2011, 14:08
Что такое тело оживальной формы можно посмотреть здесь http://en.wikipedia.org/wiki/Ogive (http://en.wikipedia.org/wiki/Ogive). Очевидно, что это определение относится не к форме плавника, а к его сечению.

Что касается формы в плане, то в 80х пришлось попользоваться подобными под названием "футбол". Не впечатлило совершенно. И видимо не меня одного, так как широкого распространения они так и не получили. Теоретики предложили, практики отвергли.То есть достоинства вашего плавника если и были, то проистекали скорее всего из его малой толщины и малого сопротивления на полных курсах. Спинаута же на нём не наблюдалось, возможно, из-за его мягкости, благодаря которой плавник изгибался и становился малоэффективным на курсах острее бакштага.

Мне доводилось испытывать плавник с подобным, правда более толстым "суперкавитирующим" профилем: острый вход-толстая задняя кромка. Вдобавок у него вдоль задней кромки была сделана канавка, на острых краях которой должен был, по мысли разработчика, формироваться пузырь, а для подпитки того пузыря в болте и теле плавника были каналы для прохода в эту зону воздуха с палубы.

Сопротивление при разгоне и на скорости у него было явно больше, чем у обычного плавника той же формы и размера, Попытки поймать спинаут на скорости успехом не увенчались, хотя скорость, повторю, была ниже, чем у обычного плавника. Тогда была сделана попытка поймать спинаут после прыжка, к сожалению, первая и последняя, так как при приводнении плавник отломился и утоп.:mad:

m-1
31.01.2011, 14:54
Что такое тело оживальной формы можно посмотреть здесь http://en.wikipedia.org/wiki/Ogive (http://en.wikipedia.org/wiki/Ogive). Очевидно, что это определение относится не к форме плавника, а к его сечению.

А мне кажется - Андрей имел ввиду S-образную форму передней кромки плавника в плане? :smile:
("Очевидность" - она разной бывает.)
По-другому - s-образная стреловидность плавника (крыла).

...
Что касается формы в плане, то в 80х пришлось попользоваться подобными под названием "футбол".

Тут я не в курсе, так как не вижу картинки...

...
Мне доводилось испытывать плавник с подобным, правда более толстым "суперкавитирующим" профилем: острый вход-толстая задняя кромка. Вдобавок у него вдоль задней кромки была сделана канавка, на острых краях которой должен был, по мысли разработчика, формироваться пузырь, а для подпитки того пузыря в болте и теле плавника были каналы для прохода в эту зону воздуха с палубы.

Сопротивление при разгоне и на скорости у него было явно больше, чем у обычного плавника той же формы и размера, Попытки поймать спинаут на скорости успехом не увенчались, хотя скорость, повторю, была ниже, чем у обычного плавника. Тогда была сделана попытка поймать спинаут после прыжка, к сожалению, первая и последняя, так как при приводнении плавник отломился и утоп.:mad:
Опять же, без картинки фантазировать толщину и форму сечения легко. Оппонировать сложно.

Андрей Фомин
01.02.2011, 01:06
Что имелось ввиду под "оживальной формой" - не совсем Википедия по сылке lop ответила. Попонятней, пожалуй, будет вот эта ссылка http://ru.wikipedia.org/wiki/Concorde#.D0.9F.D0.BB.D0.B0.D0.BD.D0.B5.D1.80 , посмотреть в конструкции самолёта, крыло. Большая стреловидность у корня, плавно уменьшающаяся к законцовке крыла и затем снова увеличивающаяся до линии, почти параллельной оси самолёта. Вот как раз в этом месте я и добавил часть с обратной стреловидностью и серповидной нижней кромкой. Иначе плавник получался слишком длинным: реальное удлинение крыла с такой формой меньше 1. Вернее, его консоли. Ну и мысль была обеспечить отрыв возможно проникающей с поверхности после приводнения воздушной каверны. Будь я продвинутым пользователем, попробовал бы показать схематично, рисунками, все режимы движения для этого плавника.
lop, дружище. Мой плавник не отломился и тенденции к разрушению не имел - он был из стали. И толщина профиля всего около 2% (смешно даже профилем назвать).
В любом режиме я его не чувствовал вообще, вернее, не ощущал его сопртивления - доска как в масло шла. lop писал, что плавник был толстым...
Суперкавитирующий профиль априори не может быть "толстым". Что такое толстый, кстати? Определиться бы... Я полагаю, 12% САХ и более. 9% и меньше, думаю, можно к тонким отнести. А уж 2%...
При подлёте доска приводилась (вес у неё был, по моей оценке, килов 15, не меньше, просто не додумался взвесить), но без фанатизма. А вот при приводнении на прежний курс её возвращал резкий рывок. Без намёка на спинаут.
Я выпал на значительное время из серфовой жизни - крейсер, чартерные рейсы, потом переезд в Москву, жена, дети появились. Так что не судите строго, если я что и ляпну по простому...
Может, в какой нибудь теме можно будет описать, что происходило с доской, снаряжённой этим вот плавником? Если кому-нибудь интересно это читать будет, конечно...

lop
01.02.2011, 04:18
Футбол: http://3.bp.blogspot.com/_5xlLVTyEI3k/SaHGhYAiuXI/AAAAAAAAAQc/abZk2Jt06Wg/s400/windsurf+007.jpg

m-1
01.02.2011, 04:40
Спс. Прям танкерных размеров плавник!

lop
01.02.2011, 10:58
Что имелось ввиду под "оживальной формой" - не совсем Википедия по сылке lop ответила. Попонятней, пожалуй, будет вот эта ссылка [/URL][url]http://ru.wikipedia.org/wiki/Concorde#.D0.9F.D0.BB.D0.B0.D0.BD.D0.B5.D1.80 (http://ru.wikipedia.org/wiki/Concorde#.D0.9F.D0.BB.D0.B0.D0.BD.D0.B5.D1.80) , посмотреть в конструкции самолёта, крыло. Большая стреловидность у корня, плавно уменьшающаяся к законцовке крыла и затем снова увеличивающаяся до линии, почти параллельной оси самолёта.

То, что имелось ввиду - понятно, хотя почему эта форма названа "оживальной" - не очень. Прилагательное "оживальный" не является антонимом "умиратьного", это слово (термин) иностранного происхождения, имеющий вполне определённый смысл, который иностранная же википедия (не знающая о том, какой смысл вкладывают в это слово некоторые российские спецы) вполне понятно объясняет. А приведённое описание формы крыла вполне хорошо соответствует некоторым моделям плавников, вроде левой здесь:
http://surfingsports.com/images/freeweed_975_925_compare.jpg

без всякой обратной стреловидности. Форма крыла конкорда была отимизирована под сверхзвук, там эти углы стреловидности имеют принципиальное значение. А на плавниках до сверхзвука далеко.
В нестационарном потоке хорошо работают плавники (и несущие поверхности вообще) малого удлинения, таковы все вэйвовые плавники, форма при этом не столь уж и важна, так как при малом удлинении обтекание плавника становится существенно трёхмерным и критический угол атаки. за которым происходит срыв потока, сильно увеличивается. Большое значение имеет также способность плавника гнуться, что также отдаляет срыв. Правда всё это идёт в ущерб гидродинамическому качеству, важному при лавировке.

Вот как раз в этом месте я и добавил часть с обратной стреловидностью и серповидной нижней кромкой. Иначе плавник получался слишком длинным: реальное удлинение крыла с такой формой меньше 1. Вернее, его консоли. Ну и мысль была обеспечить отрыв возможно проникающей с поверхности после приводнения воздушной каверны. Будь я продвинутым пользователем, попробовал бы показать схематично, рисунками, все режимы движения для этого плавника.
lop, дружище. Мой плавник не отломился и тенденции к разрушению не имел - он был из стали. И толщина профиля всего около 2% (смешно даже профилем назвать).
В любом режиме я его не чувствовал вообще, вернее, не ощущал его сопртивления - доска как в масло шла. lop писал, что плавник был толстым...
Суперкавитирующий профиль априори не может быть "толстым". Что такое толстый, кстати? Определиться бы... Я полагаю, 12% САХ и более. 9% и меньше, думаю, можно к тонким отнести. А уж 2%...
Тот плавник был толщиной у корня около 10 мм, при ширине около 100, то есть относительная толщина порядка 10%, это довольно толсто. Меньше нельзя было, что и подтвердили испытания, так как делался он не из стали, а из углепластика.
Не очень понятно, почему суперкавитирующий профиль не может быть толстым, да ещё и априори? Априори он должен значительной своей частью находиться в развитой каверне, а сколько толщины плавника в этой каверне скрывается - не столь уж и важно для самого явления. Некоторые суперкавитирующие винты отнюдь не выглядят тонкими в сечении, в любом случае толщина должна определяться по соображениям прочности.
Была ли там развитая каверна - для меня довольно сомнительно, думаю, что по бокам плавника пузырей не было, только за задней кромкой. То есть сопротивление было примерно такое, какое было бы у плавника с острой передней кромкой и толстой и тупой задней. Вообще сама идея такого плавника особых восторгов у меня не вызывала изначально, я был просто тестером, хотя конечно было интересно попробовать его на воде, чтобы понять, насколько он хуже обычного. Получилось, что по сопротивлению (вопреки моим ожиданиям) - не намного хуже, по боковой силе - намного.
Кстати, это был не первый подобный плавник. Ещё в студенческие годы, для первых "фанов" делали плавник с подобным клиновидным сечением, только треугольной (сбоку) формы и малого удлинения. Но тот вообще делался из фанеры и на задней кромке был толщиной мм 20 - это был совсем караул.
А с футболом я катался на такой же 305 аквате (типо) довольно долго, просто другого не было. Вполне средний плавник среди гулявших тогда в основном толстых матричных самоделок. Самодельные из стеклотекстолита были быстрее. А с появлением тонких плавников для слалома на смоле горячего отверждения все эти старые плавники превратились в катально-учебные. Да, плавники для слалома вполне охотно ловили спинауты, да и продолжают делать это сейчас. Просто спинаут из некоего "ацкого сотоны", подстерегающего невинную жертву превратился в простой сигнал о том, что допустимая при данной скорости боковая нагрузка на плавник высокого качества была превышена, и следует либо давить на плавник послабее, либо набрать предварительно скорость повыше - и спинауты прекратятся..

Андрей Фомин
01.02.2011, 14:27
Да уж... "Загогулина" впечатляет. По бликам увидел, что изготовитель не морочился с профилем - на выпуклый морской глаз заточили-загладили. И максимальная толщина профиля где-то в районе от 15% до 90% САХ (широкий, плоский почти участок, с переходами относительно малого радиуса. Всё внимание было к контуру в плане. Да и "плюшка" внизу огроменная - у меня был незначительный по площади кусочек. Да и стреловидность по передней кромке побольше. Неудивительно, что тебе не понравилось...
Вложенный word файл в комментарии №31 не открылся?

lop
01.02.2011, 15:10
Открылся. Ну, форма плавника несколько иная, но идея-то та же - сместить максимум ширины вниз от корня и сдвинуть его вперёд, чтобы препятствовать подсосу газа сверху. Толщина у того моего футбола была обыкновенная, мм 10 или около того, такая же примерно, как у плавников традиционной тогда формы. Так же, как и у них, относительная толщина в местах с малой шириной была большой, это впрочем ни о чём не говорит, так как для крыла малого удлинения относительная толщина не играет той роли, какую она играет для крыла с большим удлинением - характер обтекания иной. И не то, чтобы мне не нравилось особо - на фоне тогдашних плавников он был вполне на уровне, чуть похуже на остром курсе, примерно такой же или чуть лучше на полном, спинауты ловил у меня в общем редко, впрочем. как и другие плавники. Ничего особенного, кроме формы.

Андрей Фомин
01.02.2011, 15:42
Хм... Идея у меня была не в том, чтобы сместить максимум ширины вниз. Устранить возможные кавитационные явления из-за резко меняющегося угла атаки на больших скоростях. Тогда я ещё не знал, что могло быть причиной спинаута. И решил, что это кавитация. Плюс засасывание воздуха с поверхности с образованием устойчивой каверны. Но вот в смысле участка с обратной стреловидность - верно. Чтобы эту каверну"смыть" или хотя бы ограничить её развитие на всю длину плавника. Это как у самолётов - применяют и аэродинамическую (разными профилями), и геометрическую крутку крыла. Чтобы при критических углах атаки срыв потока происходил в определённом месте. Только оранжевый "топорик" уж очень сильно это "выразил".
Воздух и вода обладают разной вязкостью. И плотностью. Полагаю, наши относительные скорости - Конкорд и его САХ в воздухе с одной стороны и плавник и его САХ в воде с другой стороны - будут похожи, если не подобны. Возможно, стоило бы уточнить число Рейнольдса для обоих случаев. И поляру любопытно поглядеть для такого крыла. Полагаю, она будет без "горбов". Полезу в справочники...
Относительна толщина профиля Конкорда была как раз в районе 2,5-3,5%% САХ. На 10% никак не похоже. А тупые выходящие кромки на суперкавитирующих профилях, насколько я помню, лишь для удержания каверны в самой прочной части лопасти/плавник/пера руля, чтобы избежать скорого разрушения последних.

зануда
14.07.2012, 20:25
Очень хочется испробовать?:D
Когда придет сразу поймешь, что это ОН!:D
Доска проваливается вбок. Если скорость хорошая, то продолжает глиссировать в том же направлении, но боком. Это не опасно, просто в воду плюхаешся попом, если не успел выровнять.

Похоже на автомобильный занос на льду.

аегодня второй раз встал в петли!и понял,что мне просто ветра не хватало....
так тема не о том,а о том,что сегодня я впервые испытал именно это! доска в глиссере тупо боком пошла,вовремя среагировать успел,но ощущение странное.
даже подумал что плавник маленький..у меня родной от доски,42 см.:smile_02:

latad
14.07.2012, 20:57
аегодня второй раз встал в петли!и понял,что мне просто ветра не хватало....
так тема не о том,а о том,что сегодня я впервые испытал именно это! доска в глиссере тупо боком пошла,вовремя среагировать успел,но ощущение странное.
даже подумал что плавник маленький..у меня родной от доски,42 см.:smile_02:
Плавник может сорваться в спинаут от прицепившейся травинки, от слишком большого паруса, от передавливания задней ногой, от попадания воздуха под днище... и т.д. ... и в том числе от его неудачной формы. А также от побитой или размочаленной передней кромки.

puhalev
14.07.2012, 22:14
Плавник может сорваться в спинаут от прицепившейся травинки, от слишком большого паруса, от передавливания задней ногой, от попадания воздуха под днище... и т.д. ... и в том числе от его неудачной формы. А также от побитой или размочаленной передней кромки.

Тут недавно катал на новом месте, шел в штатном режиме на глиссе. Спинауты стали делом житейским - поддернул корму, увалил доску - и все ОК. Но не тут-то было.
Доска ушла в спинаут. Обычные процедуры выхода не помогали. С глиссера не сошел, но идти полубоком не очень комфортно. На пеленгаса не похоже - потому-что слишком долго (метров 50-70), да и нету их в наших широтах; на траву тоже, потому что реально подтормаживало. Короче решил остановиться и проверить.
Как только доска потеряла ход, из под плавника всплыла.... чехонь!!! Не долго думая спрыгнул в воду, хвать рукой и в гидрик. Мужики местные на берегу долго удивлялись такой рыбалке.
В общем от рыбы можно не только катапульту ловить, но и спинаут (если эта рыба тощщая и длинная).

зануда
15.07.2012, 11:33
в моём варианте,передавил на заднюю ногу,по причине что меня уваливало по ветру.
я парус сильно наклонил назад и весь вес кинул на заднюю ногу,ну меня и повело боком...вовремя спохватился,скинул вес чуток на переднюю ногу чуток увалился,и всё стало в норму..

Vitold
15.07.2012, 23:03
Я тут недавно прикололся. Словил продолжительный спинаут на манте 135 парус 9.2 и плавник 50. Ставил доску на курс, а она из спинаута не выходит. Ну я от скуки назад начал смотреть, а там такой прикольный фонтанчик бьет тонкой струйкой сантиметрах в 30-40 от кормы высоко довольно таки. Прикольно. Просто на глиссере нету ничего подобного.

5ha27
16.07.2012, 02:52
это, наверно, на плавник чего-то нацепилось

latad
16.07.2012, 09:43
Спинауты стали делом житейским
Явный признак несоответствия плавника парусу или плавник кривой (коцанный).

Леха@velokiev
16.07.2012, 09:52
Явный признак несоответствия плавника парусу или плавник кривой (коцанный).

Ты читай внимательнее!
Товарищ сообщает что спинаут для него больше не шокирующее явление, вот и все )

puhalev
16.07.2012, 10:20
Леха прав, не шокирует. А житейское потому-что на тренировках стараюсь нащупать грань между остротой курса и сходом в спинаут. Плавник Дебош 57, парус NP RS MK IV 9,5. Думаю тут все в соответствии. На этом плавнике мне показалось в сравнении с Селектом спинаут не такой резкий. Доска продолжает глиссировать (ну, если конечно давить на плавник перестаешь). Остается только слегка поддернуть корму под себя, и все в поряде.

latad
16.07.2012, 11:50
Леха прав, не шокирует. А житейское потому-что на тренировках стараюсь нащупать грань между остротой курса и сходом в спинаут. Плавник Дебош 57, парус NP RS MK IV 9,5. Думаю тут все в соответствии. На этом плавнике мне показалось в сравнении с Селектом спинаут не такой резкий. Доска продолжает глиссировать (ну, если конечно давить на плавник перестаешь). Остается только слегка поддернуть кормя под себя, и все в поряде.
Фраза "дело житейское" без дополнительных пояснений даёт простор для толкований в сторону обычности неуправляемой случайности, ведь по сети не видно, какой у тебя там плавник и какой парус...
Явление срыва потока с немедленным восстановлением, как только угол атаки стал приемлемым, может и подходит под определение спинаута, но резко отличается от явления, когда для выхода из спинаута требуется как минимум выйти на угол атаки, близкий к нулю, а не к тому, который был при входе в спинаут.
У меня есть два плавника по 48см, которые как раз этим и отличаются, один выходит из спинаута на нормальный режим при достижении нормального угла атаки, а другой требует на болтанке почти полной остановки, даже кратковременный нулевой угол атаки не всегда приводит его в чувство.
А ещё, насколько я заметил, тот, который легко вернуть - он не полностью теряет упор, а второй - его как бы вообще нет в спинауте.

Ruus
16.07.2012, 18:05
У меня родной 48 JP-пишный такой. Именно на чопе, в передоз. Лечится только резким сливом по ветру (углом атаки близким к нулю) иначе едешь, не сходя с глисса, но полнее на 20-30 градусов от первоначального курса, боком, по-собачьи)) ну - очень долго (задняя нога при этом уже разгружена и даже подтянута). Спинаут мягкий. По наблюдениям - подсасывает воздух в верхней части плавника, нижняя часть работает.
С селектом 33 и 31 удавом (реже!) на приводнении бывает, но, там, в прокладке дело, не успевает просчитывать варианты бамп-джампа на кочках.

Василий
16.07.2012, 18:12
спинаут я лечу прыжком олли....или резким прохватом задней ноги на себя. (без потери скорости и высоты.)
а предупреждаю их подбором плавника под ветер\доску\парус. и герметизацией дырок ,под винты кладу шайбы из резины.
и не малую роль играет фирма изготовитель плавников....

lalex
16.07.2012, 21:44
Почему-то в теме все разговоры про спинаут, как про постыдное заболевание, наверно топикстартер задал настрой: "Доктор, а может у меня тоже спинаут? Чем лечить-то теперь, а то неудобно перед людьми" )))
По моему IMHO, на любой доске можно словить, при наличии некоторой доли упрямства. Достаточно слишком остро резаться на приличной скорости, и прямо чувствуешь, что вот сейчас сорвется, как будто пузырь надувается у плавника. Нужно не очень много умения, чтобы выдавить пузырь (воображаемый или реальный, неважно) из-под плавника. Обычно достаточно увалиться и снять давление на корму, как тут в самом начале советовали, ну и потерпеть немного в таком положении (на скорости притом) - самый ленивый способ. Фрирайдерам вообще неочем беспокоиться, поскольку можно любым курсом идти, и этот самый спинаут избегать с большим упреждением.

Наверно нужно немало мастерства, чтоб избегать спинаутов в гонках, когда маршрут вынужденный. Остальным даже развлекуха, в т.ч. на малой доске, где на грани.

Василий
16.07.2012, 22:12
ну и пожалуйста....я научился наслаждатся спинаутами....особенно после финиша на дожанском марафоне на формуле.....особо было приятно пустить доску в спинаут и на глиссирующем спинауте в передоз ехать к берегу....

lalex
16.07.2012, 22:19
Тебе легче выдавить спинаут, а мне - сложнее словить. Зато потом до-о-олго с ним еду )) Что-то впрочем, давно спинаутов не было, разучился рисковать?
Ну полная аналогия с неприличными болезнями )))

asmaster
17.07.2012, 00:57
Может ли быть причиной спинаутов то, что голова плавника чуть выглядывает из бокса, примерно 1мм?

latad
17.07.2012, 01:31
Может ли быть причиной спинаутов то, что голова плавника чуть выглядывает из бокса, примерно 1мм?
А также наоборот, чуть утоплена?

Ш. Нобель
17.07.2012, 02:05
имхо,может. это как тонкая водоросль- прицепится - сразу чувствуешь. потеря скорости, возросшие соотв. силы на плавнике, срыв.
казалось бы- травинка, ан нет, влияет.

asmaster
17.07.2012, 09:37
А также наоборот, чуть утоплена?
На ФЕ у меня плавник 68см, чуть утоплен где то на 1мм, с парусом 10,7 никаких спинаутов не замечал, ну в очень редких случаях и то из-за явных своих ошибок.
А вот на Манте69, плавничёк 42см чуток выглядывает (примерно 1мм), парус 7,0 вчера в передозик, как закрою так спинаут на чопе гарантирован! (

maxx
17.07.2012, 10:39
кстати, для тех кто ищет наиболее острый курс, вы замечали что перед тем как доска срывает в спин аут с задней кромки плавника начинают сходить завихрения образующие некоторую пустоту куда попадет воздух и в дальнейшем образует полоску, по которой можно отслеживать грань до спинаута..

lalex
17.07.2012, 13:22
Не знаю, не замечал особого следа, может, надо внимательнее изучать кильватер? (острее стараюсь чисто из болотной жадности, зарезаться пока ветер есть )). Однако ощущение срыва всегда приходит на секунду раньше, можно на него ориентироваться: дрожь какая-то, будто пузырьки пошли. Иногда успеваешь увалиться и избежать глубокого спинаута.

Доска старборд 133, парус обычно 8, плавник штатный диптатл, очень плотно сидит, на всех резинках, заподлицо с днищем. Все равно спинаут бывает, если расслабиться. Думаю, окромя подкачки из колодца воздуху еще есть откуда взяться, может, доску надо ровнее держать, а в запале забываешь.

Прямой связи с травинками не замечал, доска вязнет и все. С камышинами-водорослями туже идет да и только. На море на малой доске спинаут чаще случается, притом что на более пологих курсах. Но с небольшим плавником он и не такой серьезный: как Василий тут упоминал, припрыгнешь и выдавливается тут же, иногда машинально как-то. Хотя бывает, кардинально так срывает с курса, вплоть до катапульты )))

Человек ко всему привыкает - привык и Герасим к спинаутам )))

Василий
17.07.2012, 13:29
имхо может.
и первое и второе лечится....либо напильником, либо скочем.

msh111
13.08.2012, 14:45
Опасен однозначно :eek:
Вот результат продолжительного (секунд 30) спинаута.

Леха@velokiev
13.08.2012, 14:47
Опасен однозначно :eek:
Вот результат продолжительного (секунд 30) спинаута.

А точно не наоборот? Может быть продолжительный спинаут был результатом поломки плавника?

msh111
14.08.2012, 06:58
Думаю, что всё таки это он, , т.к. до поломки частенько ловил спинаут и практиковался в выходе из него и плавник оставался цел. А тут сломался, устал наверное :) А может это просто совпадение? Надо спросить у народа, кто от чего плавники ломал и есть ли среди причин спинаут.

Surfmonster
14.08.2012, 07:36
Разве спинаут может быть причиной поломки, при нем нагрузка на плавник значительно меньше, т.к. при спинауте нога не может создать заметное усилие (упор) на плавнике?

Стал ловить очень странные спинауты (Фрирайдная РРД 125л + плавник 40см родной прямой, похож на слаломный по форме, чуть покоцан кончик + 8м2). Не могу понять причину. Идешь остро или в галфвинд - плавник создает хороший упор, нет проблем. Уваливаешься от галфвинда в сторону бакштага и, вдруг, ни с того ни с сего спинаут, и это при том, что субъективно кажется, что нагрузка на плавник несколько снижается при уваливании, а скорость возрастает. Раньше все было понятно - передавил (особенно, если еще не достаточно разогнался) - получил спинаут, а тут наоборот от недодавливания и разгона.

(Пока версия - шарнир мало сдвинут вперед - попробую больше)

lop
14.08.2012, 09:11
Участившийся спинаут может быть предвестником поломки плавника: эпоксидка-матрица у корня уже начала крошиться от перегрузок, но армирующий материал ещё держится, плавник становится более гибким и держит нагрузку всё хуже. А сломать плавник от спинаута конечно нельзя. Ну, разве что спинаут совпадёт с мелководьем и будет сопровождаться "вспашкой" дна плавником.

Василий
14.08.2012, 17:41
ну, значит грошь цена такому бракованному плавнику, явные проблемы со смолой.... и где карбон?....

lop
15.08.2012, 10:08
Карбон снаружи, где и должон быть. Просто плавник видать формовали на холодной смоле, а она таких деформаций долго не выносит, начинает разрушаться, а за ней уж и всё остальное карбоностекло.

VitConstantes
25.08.2012, 10:48
Подсос из болтов это вряд ли по-моему - проще на скорости воздуха под днище затянуть...))))
Но мысль правильная - плавник не держит давление, которое на него винтсурфинхист оказывает своей доской с парусом и разгоном. Вот и все.
А кавитация это действительно кипение воды, но температура тут ни при чем. Образование пузырьков при кавитации - механически. Например от сильно вращающегося винта у кораблей. Поэтому корабли "шумят". Кто на флоте служил, знает. А плавник не вращается, а просто режет воду на скорости. Следовательно для спинаута должно быть очень много пузырей - т.е. существенная воздушная подушка. А это вряд ли у просто го серфера на глиссе возможно.

Леха@velokiev
25.08.2012, 11:15
Подсос из болтов это вряд ли по-моему - проще на скорости воздуха под днище затянуть...))))
Но мысль правильная - плавник не держит давление, которое на него винтсурфинхист оказывает своей доской с парусом и разгоном. Вот и все.
А кавитация это действительно кипение воды, но температура тут ни при чем. Образование пузырьков при кавитации - механически. Например от сильно вращающегося винта у кораблей. Поэтому корабли "шумят". Кто на флоте служил, знает. А плавник не вращается, а просто режет воду на скорости. Следовательно для спинаута должно быть очень много пузырей - т.е. существенная воздушная подушка. А это вряд ли у просто го серфера на глиссе возможно.

Теория на винтах и на плавнике примерно одинаковая. Что у плавника, что у лопасти есть сторона с низким давлением и сторона с высоким давлением, обусловленная прохождением профиля по воде под некоторым углом атаки.

VitConstantes
25.08.2012, 16:02
Теория на винтах и на плавнике примерно одинаковая. Что у плавника, что у лопасти есть сторона с низким давлением и сторона с высоким давлением, обусловленная прохождением профиля по воде под некоторым углом атаки.

Совершенно справедливое замечание. Спасибо.

Гидрограф
10.06.2013, 02:55
Ура! на последней каталке поймал спинаут - теперь знаю что это такое, вот уж точно ни с чем не перепутаешь))). Поймал на волне- чуть вылетел из воды, а когда приземлился - доска из под ног ушла! Ощущения мне даже понравились!!! Причем в какую то секунду подумал что щас шлепнусь на спину, но как то машинально ноги подтянули доску обратно на курс и даже с глисса не сошел. Прикольно вобщем!!! Скажите - для плавника такое вредно? кажется на него такая нагрузка в такой ситуации. Т.е. избегать таких прыжков на чопе, или не париться по этому поводу?

burashkache
10.06.2013, 03:06
Т.е. избегать таких прыжков на чопе, или не париться по этому поводу?
Надо просто приводняться немного в увал и заднюю ногу подтягивать. Ты скорее всего после прыжка вернулся на воду на выпрямленной задней, вот и словил.

Гидрограф
10.06.2013, 03:13
спасибо за совет. В общем то отрыв доски от воды пока в мои планы самообучения не входил - но видимо пора почитать про это.

Леха@velokiev
10.06.2013, 08:20
Нагрузка на плавник во время спинаута меньше, чем на галсе.

pashasurf
10.06.2013, 08:51
Ура! на последней каталке поймал спинаут - теперь знаю что это такое, вот уж точно ни с чем не перепутаешь))). Т.е. избегать таких прыжков на чопе, или не париться по этому поводу?
Имеет смысл на более менее гладкой воде научиться доску вводить и выводить из спинаута, чтобы понять какие действия приведут с спинауту и подобрать под свой парус соответствующего размера плавник.И плавники разные попробовать

burashkache
10.06.2013, 11:59
Нагрузка на плавник во время спинаута меньше, чем на галсе.

Может нагрузка больше, но упереться не во что?

Ведь говорят, что ловишь спинаут, когда перегружаешь корму с маленьким плавником. Опять же самый простой способ выйти из спинаута - отправить доску в увал, при этом ессно плавник разгружаешь.

Пока не утверждение, а просто вопрос.

-nn-
10.06.2013, 12:11
я думаю , что спин аут это срыв потока, который обтикал плавник, из-за чрезмерного угла атаки, как у самолетов, а значит нагрузки меньше, там на плавнике завихрения и пузырения, он в них не упирается, а просто проваливается... а когда плавник в потоке, тогда на него вся нагрузка... так вроде?

хотя если он встал уже перпендикулярно потоку и прошол через пузыри,или после прыжка если приземлить поперек движения, то может и упрется в плотную воду, тогда нагрузка такая что может и сломать

Леха@velokiev
10.06.2013, 12:21
Собственно да, нагрузка на плавник и полная гидродинамическая сила - синонимы.

Ближе к реалиям виндсерфинга, максимальна нагрузка тогда, когда домкратит борт и всем весом давишь в пятки.

Действие равно противодействию.

burashkache
10.06.2013, 12:29
2 Леха@velokiev По аналогии. Ты приложил одинаковую нагрузку на две разные доски (обрезные для стройки:smile:) одна сломалась, другая прогнулась. Как это соотнести со сказанным тобой?

Леха@velokiev
10.06.2013, 12:37
2 Леха@velokiev По аналогии. Ты приложил одинаковую нагрузку на две разные доски (обрезные для стройки:smile:) одна сломалась, другая прогнулась. Как это соотнести со сказанным тобой?

Если ты приложишь к плавнику больше услия, чем он может выдержать (на самом деле поставишь его в запредельный угол атаки распределением своего веса в заднюю ногу), то он провалится, но это не значит, что нагрузка была велика.

На бОльшей скорости передавить плавник несколько сложнее, не так ли? И ведение доски на плавнике наблюдается именно на большой скорости.
А Оберемко, поломавший удавовский плавник, вообще мог до момента расслоения ни одного спинаута не поймать, просто потому что уже давно чувствует этот момент.

Олег64
01.09.2015, 17:17
А не кто не пробовал задние петли чуть развернуть ,что бы пятка задней ноги смотрела вперед.
Я не пробовал).Только щас мысль пришла,а прогноза нет пока.

lalex
01.09.2015, 17:20
Зачем, если не секрет? Обычно и так можно пяткой вперед ногу держать, слегка закосивши, а если еще петлю расслабить, так вообще с любой стороны втыкать можно. Только как это выручит от спинаута, не вполне понимаю.

burashkache
01.09.2015, 17:32
Только щас мысль пришла,а прогноза нет пока.

гони эту мысль сразу, пока она тобой не овладела. Это же не сноуборд:smile:

Kirill Kirillov
01.09.2015, 17:40
гони эту мысль сразу, пока она тобой не овладела. Это же не сноуборд:smile:

нормальная мысль. На НК, так в процессе обучения делал - становится проще входить в заднюю петлю, и проще на лавировке.

Минус в сложности стойки на бакшатге :-)