Показать сообщение отдельно
Непрочитано 25.03.2011, 11:20
#97
latad
Confederate

Аватар для latad
 
Club: не состою, чисто одиночка
Location: C-Петербург
Weight: 85 kg.
Благодарностей: 297
Записей в блоге: 18
Цитата:
Сообщение от lop Посмотреть сообщение
Нельзя проще, будет непонятно.
Пусть плавник расположен вертикально и не изгибается, абсолютно жёсткий.

Боковая сила создаёт кренящий момент, который не поднимает доску, а только стремится повернуть её вокруг продольной оси. То есть, этот момент поднимает наветренный борт и одновременно опускает подветренный. Выворачивает, не поднимает.
Ногами мы этот момент уравновешиваем, и хотя нам кажется, что плавник стремится поднять всю доску вверх, на самом деле он стремится поднять вверх только ту половинку, на которой мы стоим (наветренную), а вторую половинку (подветренную) он стремится опустить вниз. Если ты идёшь в свиче, то плавник вовсе не пытается поднять ту половинку, на которой ты стоишь, а наоборот, хочет её утопить.

Если плавник не абсолютно жёсткий и изогнулся наветер, или доска имеет крен подветер, то боковая сила уже перестаёт быть чисто боковой и уже не направлена горизонтально - кроме горизонтальной появляется составляющая, направленная вертикально вверх, и тут уже плавник начинает создавать подъёмную силу без кавычек, то есть реально поднимает корму вверх. И наоборот, если доска имеет крен наветер, как это обычно бывает с маленькими досками, к боковой силе на плавнике добавляется вертикальная составляющая, направленная вниз - это будет уже "топящая" сила.

Когда плавник стоял вертикально, поперечное сечение днища доски было горизонтальным. Такое положение позволяет получить максимальную подъёмную силу на днище при глиссировании. Но на жёстком плавнике подъёмной силы при этом почти не будет. Если доска получает крен, то подъёмная сила на днище слегка уменьшается, но при крене на подветренный борт одновременно появляется подъёмная сила на плавнике. В результате суммарная подъёмная сила на днище и на плавнике может как уменьшится, так и увеличится, в зависимости от жёсткости и длины плавника и формы доски. На досках малой и средней ширины с короткими плавниками подъёмная сила при крене, как правило, уменьшается, а на широких досках с длинным (и особенно мягким) плавником - как правило увеличивается. Увеличение суммарной подъёмной силы хорошо для скорости - снижается сопротивление. Но плохо для контроля доски - меньше пятно контакта доски с водой, растёт тенденция к выпрыгиванию.
Совершенно верно подмечено, что вертикальная подъёмная сила больше кажется, чем имеет место быть из-за вертикальной составляющей, создаваемой плавником.
Почему я так думаю?
Две причины:
- Плавник стоит сзади, если он начнёт ощутимо поднимать доску - он будет поднимать только корму, а весь вес, который единственно и может противодействовать дифференту на нос, находится как правило совсем не над плавником, а ближе к носу.
Действительно есть современные доски, которые зарываются носом при увеличении скорости?
- Допустим, наветренный борт висит над водой на 5см, подветренный настолько же утоплен и ширина доски 0,85м. Угол наклона где-то 8 градусов и отношение вертикальной подъёмной силы жёсткого плавника к общей порядка 8х, что в переводе на русский даёт порядка 2-х - 3-х кг. На формуле - ещё меньше, там угол меньше при том же подъёме.
Что касается гибких плавников - то прибавка в подъёме вверх, конечно, есть, но она мне не кажется такой уж большой, чтобы можно было говорить о радикальной разнице в поведении.
Зато лёгкий дифферент на нос, даже не дифферент, а лишь чуть большее усилие прижима носа к воде и меньшее время возврата доски в горизонтальное положение после подскока с задиранием носа, очень полезны для предотвращения козления доски, что и создаёт прибавку максимальной скорости, которую можно держать в принципе, для конкретных условий. Чем все и пользуются с успехом, ошибочно принимая прибавку скорости исключительно на счёт вытаскивания доски из воды плавником.
Так мне кажется.
latad вне форума Ответить с цитированием